Урок 1-2

Главная

О нас
Источники
Урок 1-2
Урок 3-4
Урок 5-6
Урок 7-8
Урок 9-10
Урок 11-12
Урок 13-14
Урок 15-16
Урок 17-18

Урок 19-20

Урок 21-22

Система Orphus

 

ПЕРВЫЕ ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ


Степан Здоровцев (1916-1941), Петр Харитонов (1917-1943) и Михаил Жуков (1917-1943) младшие лейтенанты 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии Северного фронта
В конце июня 1941 года каждый из них сбил таранным ударом фашистский самолет в воздушных боях на подступах к Ленинграду. 8 июля 1941 года им было присвоено звание Героя Советского Союза.
Как просто сказать: "таранили самолеты гитлеровцев". А знала ли мировая история авиации такое массовое применение этого приема борьбы с врагом? Какими качествами должен обладать воздушный боец, чтобы винтом своего самолета рубануть по хвостовому оперению, крылу вражеского истребителя, бомбардировщика или с орлиной стремительностью ринуться на него с высоты, разбить, разнести в клочья?
Таран как прием воздушного боя был известен во всех армиях мира, имевших авиацию. Но применяли его единицы. Отчаянные храбрецы, готовые на все ради личной славы.
И только советские пилоты, беззаветно любящие свою родину, готовые защищать ее, как требует Военная присяга, "не щадя своей крови и самой жизни", с первых дней войны осознанно совершали бессмертные подвиги ради спасения жизни товарищей, ради недопущения воздушных пиратов к мирным городам и селам, военным объектам, позициям наших войск.
22 июня 1941 года, в первый день войны, советские летчики более 20 раз применили воздушный таран против самолетов противника, не предусмотренный ни одним воинским уставом, кроме "устава" безграничной любви к Родине личной ответственности за ее защиту. Всего в годы войны было совершено около 600 воздушных таранов. 25 летчиков применили таран дважды, два летчика Николай Васильевич Терехин и Алексей Степанович Хлобыстов трижды, а Борис Иванович Ковзан четырежды.

Справка
Первым в годы Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в 4 часа 25 минут применил воздушный таран старший лейтенант Иванов Иван Иванович. К сожалению, тогда же он погиб.
Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ!
Герой Советского союза высшая степень отличия в СССР, за заслуги перед государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига.
Утверждено постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Герою вручались: орден Ленина, Медаль "Золотая Звезда" и Грамота Президента Верховного Совета СССР.
Герою сооружали бронзовый бюст на его родине. Всего этого звания в СССР удостоены 12 тыс. 722 человека: 153 дважды; 3 трижды (С.М.Буденный, И.Н.Кожедуб, А.И.Покрышкин); 2 четырежды (Л.И.Брежнев и Г.К.Жуков). С марта 1990 года решение о присвоении звания Герой России принимает Президент.

ХРОНИКА НАГРАД!
20.04.1934г. семи летчикам ВВС РККА, отличившимся при спасении челюскинцев;
28.09.1934г. М.Громову за установление мирового рекорда дальности полета; июль 1934г. – за первый беспосадочный перелет в истории авиации;
До ВОВ звание Героя СССР получили 626 человек.
В боях с японцами на о.Хасан 26 человек, на р.Халхин-Гол 73 человека. За подвиги в войне с Финляндией 412 человек.
Всего в 1941г. звание получили 127 человек, в 1942?393 человека.
За Днепр 2438 человек. За подвиги с начала 19744г. по 9 мая 1945г. звание получили более 7 тысяч человек. За подвиги в советско-японской войне 93 человека.
Из 12 тысяч награжденных за все года войны 150 посмертно, они повторили подвиг Матросова 75 летчиков совершили таран, более 90 подорвали себя вместе с танками противника.
Героями стали свыше 8,5 тысяч военнослужащих Сухопутных войск, свыше 2,4 тысяч представителей ВВС, свыше 500 – ВМФ, около 400 партизан, 85 женщин (Зоя Космодемьянская?первая среди женщин).
35% солдаты, сержанты, старшины;
около 60% офицерский состав разного уровня;
около 380 человек генералы, адмиралы, маршалы.
20.03.1992г. введено звание Героя Российской Федерации.

 

ПОДВИГ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ЭКИПАЖА КАПИТАНА ГАСТЕЛЛО


Кроме воздушных таранов, наши летчики совер­шили 503 огненных тарана, направляя свои боевые самолеты на скопления врага. Счет огненным таранам открыли в первые дни войны летчики Петр Чиркин, Григорий Храпай и Николай Гастелло. У немцев ог­ненных таранов не было. Они, как известно, уклоня­юсь и от воздушных таранов.
Николай Гастелло (1907— 1941) —советский летчик. 3 1933 году окончил Ленинградскую военную школу летчиков, служил в частях бомбардировочной авиации. 3 совершенстве овладел техникой пилотирования самолета. В 1939 году участвовал в боях на реке Халхин-Гол, а затем в советско-финской войне.
С первого дня Великой Отечественной войны, командуя эскадрильей 207-го полка 42-й бомбардировочной авиадивизии, принимал участие в нанесении бомбардировочных ударов по танковым и механизиро­ванным колоннам врага.
26 июня 2014 года (белорус) капитан Н. Гастелло и члены экипажа его самолета—штурман (русский) лейтенант А.А.Бурденюк и стрелок-радист (ненец) старший сержант А.А.Калинин.

Четвертый — (украинец) лейтенант Г.Н.Скоробогатый — штабной работник, сам напросился в бой стрелком-радистом — совершили героический подвиг, который золотыми буквами вписан в историю нашего Отечества.
Приказ был короток и ясен: "Обнаружить на участке шоссе Молодечно — Радошковичи танковую колонну вер махта и нанести по ней бомбовый удар".
Четко, слаженно работает экипаж бомбардировщика в воздухе. Командир у штурвала, штурман прокладыва ет курс, а стрелки-радисты поддерживают связь и следят за воз­душной обстановкой. Хотя за небом наблюдают все. Боевой опыт капитана Гастелло, участвовавшего в боях на реке Халхин-Гол и советско-финской войне, да и первые уроки встреч с врагами других членов экипажа говорят: вра жеские истребители могут появиться внезапно, нельзя им дать застигнуть себя врасплох. Но вот цель: на шос се танки, бронемашины, автомобили. Бомбардировщик на боевом курсе. Одна за другой летят вниз бомбы. Ог ромными кострами вспыхивает вражья техника.
Теперь задача — выйти из зоны зенитного огня гитлеровцев. Казалось, и она выполнима, как вдруг машину тряхнуло, и языки пламени заплясали по крыльям, по фюзеляжу бомбардировщика.

"Зенитный снаряд пробил бензобак",-одна и та же мысль мгновенно пронеслась в головах членов экипажа. Попробовал командир сбить пламя. Не вышло. Можно воспользоваться парашютом, но тогда плен. "Лучше смерть, чем позор!"-решают герои-авиаторы.
Лавиной огня несется могучий дальний бомбарди­ровщик к земле, туда, где их бомбы создали завал из покореженной немецкой техники, туда, где сгрудились танки, автомобили, бензоцистерны... Огромной силы взрыв прозвучал салютом мужеству и самоотверженно­сти авиаторов, пожертвовавших собой ради жизни сотен и тысяч сограждан из братской семьи народов СССР.                   
За совершенный подвиг Н. Ф. Гастелло удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Подвиг с Гастелло вошел в летопись Великой Отечественной войны. Его имя навечно занесено в списки авиаполка. На родине Н. Гастелло установлен памятник.
Г.Н. Скоробогатый, А. А. Бурденюк-награждены посмертно орденом Красного Знамени, а А.А. Калинин-орденом Отечественной войны 1-й степени.

 

 

ПРИГРАНИЧНЫЕ СРАЖЕНИЯ

 
Западные границы СССР прикрывали войска Ленинградского, Прибалтийского Особого, Западного Особого, Киевского Особого и Одесского военных округов, которые 22-24 июня были преобразованы соответственно в Северный, Северо-Западный, Западный и Юго-Западный фронты и 9-ю отдельную армию.
Морские границы на Западе прикрывали Северный, Балтийский и Черноморский флоты.
Первыми приняли удары противника советские пограничники и передовые подразделения войск прикрытия. Отражая превосходящие силы врага, личный состав многих застав полностью погиб. Советские ди­визии и полки вынуждены были по частям вступать во встречные бои с врагом.
Превосходство противника над советскими войсками прикрытия было на ряде направлений 3-4-кратным и более.
Например, на направлении главного удара группы армий "Север" против 6 советских стрелковых дивизий, выдвигавшихся к границе, действовали 6 танковых, 1 моторизованная и 9 пехотных дивизий противника.
На западном фронте, где наступала группа армий "Центр", против 4 советских дивизий действовали 4 танковые и 6 пехотных дивизий.
Управление войсками было чрезвычайно затруднено, так как полностью ударами авиации и действиями диверсионных групп противника в тылу советских войск были выведены из строя многие линии и узлы связи, нарушено снабжение боеприпасами и горючим.
Несмотря на тяжелые условия, 22-25 июня войска Северо-Западного фронта на Шауляйском направлении нанесли контрудар силами 4 дивизий при поддержке дальнебомбардировочной авиации, в результате которого наступление противника было задержано на 2 дня. Но разгромить или остановить дальнейшее продвиже­ние немецко-фашистских войск не удалось.
В полосе Западного фронта на Гродненском направлении советские войска 6-го и 11-го механизированных и 6-го кавалерийского корпусов и части сил 3-й армии 23-24 июня нанесли контрудар по противнику, но, несмотря на двухдневные ожесточенные бои, им не удалось остановить продвижение врага.
На Юго-Западном фронте к 24 июня образовался 50-километровый разрыв между 5-й и 6-й армиями. В него устремились войска 1-й немецко-фашистской группы. Для контрудара по прорвавшему противнику были привлечены силы 6 механизированных и 3 стрел­ковых корпусов. Однако они были вынуждены вступать в сражение последовательно, по мере подхода к фронту, что не обеспечивало силы удара по противнику.
23 — 29 июня в районе Луцк, Броды, Ровно, Дубно произошло крупное танковое сражение.
Контрудар Юго-Западного фронта сыграл важную роль в срыве попыток противника прорваться с ходу к Киеву.

 

ПЕРВЫЙ ТАНКОВЫЙ ПРОТИВОУДАР


26 июня 1941 года на направлении главного удара группы армий "Юг" с прорвавшейся танковой группировкой врага в районе городов Слуцка и Ровно всту­пили в бой советские части 8-го, 9-го, 19-го и 22-го механизированных корпусов и 27-го стрелкового корпуса. Развернулось первое в Великой Отечественной войне встречное танковое сражение. Удар корпусов был стремительным и эффективным. Фашистское командование бросило против них свою авиацию. По­неся большие потери, противник был вынужден снять войска с других направлений и перебросить их к Дубно. Нашим войскам не удалось полностью разгромить противника и остановить его наступление.
Но главное было сделано: на какое-то время продвижение противника в глубь нашей страны было задержано. Этот танковый контрудар организовал начальник Генерального штаба Красной Армии генерал армии Г.К. Жуков.

Из дневника начальника Генерального штаба
Сухопутных войск германской армии
генерал-полковника Ф. Гальдера
"Противник все время подтягивает из глубины но­вые, свежие силы против нашего клина... Как и ожи­далось, значительными силами танков он перешел в наступление на южном фланге 1-й танковой группы.
На отдельных участках отмечено передвижение. В общем, теперь стало ясно, что русские не думают об отступлении, а, напротив, бросают все, что имеют в своем распоряже­нии, навстречу вклинившимся германским войскам".
В этих сражениях показали себя с лучшей стороны 22й механизированный корпус под командованием генерал-майора С. М. Кандрусева, 27-й стрелковый корпус 5-й армии генерал-майора П. Д. Артеменко, 8-й механизированный корпус генерал-лейтенанта Д.И.Рябышева.

Учащися необходимо просмотреть следующие кинофильмы:

Урок 23-24

Урок 25-26

Урок 27-28

Урок 29-30

Урок 31-32

Урок 33-34

Урок 35-36

Урок 37-38

Урок 39-40

Урок 41-42

Урок 43-44

Урок 45

Приложения

Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

© 2016. Мальцев Алексей.